Интервью для 29.ru «Зачем усы, я так и не понял»

05.10.2018

Николай Терюхин комментирует скандальную фотосессию в Пинежье для итальянского Vogue.


«Зачем усы, я так и не понял»: листаем вместе с модельером журнал Vogue с нашумевшей фотосессией

Прямиком из Италии в редакцию 29.ru попал журнал Vogue со скандальной фотосессией в Пинежье. В Архангельске его не купишь, но некоторые горожане полистали его вместе с нами прямо на улице. А экспертную оценку дал уроженец Пинежского района, художник-модельер Николай Терюхин. Размышляем, зачем в Поморье снимать усатых моделей и почему итальянцы выбирают в качестве фона разваливающиеся храмы Архангельской области.

Сегодня Николай Терюхин известен как директор модельного агентства, руководитель отдела по пошиву, реставрации и хранению костюмов Государственного академического русского народного хора. Казалось бы, человек напрямую связан с фешн-фотографией и показами моды, должен оценить или хотя бы оправдать эксперимент итальянцев в деревне Чикинской. Но разговор за просмотром журнала получился интереснее, чем мы ожидали.

— Николай, так красиво это или нет?

— В интернете я, конечно, видел серию фото, в журнале — развернутая версия, и самый шокирующий снимок — девушка с усами. Зачем это, я так и не понял. Стараюсь смотреть на эту историю, как минимум, с двух сторон. Как житель Архангельской области, я ведь родился в Пинежском районе. И как художник-модельер. Если с первой позиции оценивать съемку, то я не удивлен нравами. Обывательский взгляд европейца привык к подобному: у них храмы превращаются в дискотеки, и никто не протестует. У нас другой характер. Мы уважаем память, историю, наших предков. Для русских людей, особенно для деревенских, фотосессия может выглядеть как издевка или грубость.

— А с точки зрения художника-модельера?

— Давайте посмотрим на эти луки — так сегодня называют в мире моды собранные образы. Они современные, состоят из множества актуальных по отдельности вещей, но в целом производят впечатление шокирующее. Наверно, если бы это был просто ряд снимков в таких нарядах на фоне памятников северного зодчества, это не выстрелило бы так, как в итоге. Авторы изначально рассчитывали на резонанс.

— Сама модель нравится вам?

— Знаю, что она из Турции. Типичная восточная внешность на фоне славянской культуры, может быть, это даже задумка такая — Европа шагает в русскую глубинку.

— А как вам крест в ее руке? Здесь его используют как аксессуар...

— Мировые модельеры, тот же дом моды Dolce & Gabbana, в последнее время часто обращаются к этим образам, есть одежда с принтами Богоматери и вышивкой Христа. И кресты — клипсы или диадемы. Для них это в порядке вещей. Единственная польза от этой фотосессии — многие узнают, что есть такой Пинежский район, такая природа и архитектура. Пусть она и разрушена — тут сами виноваты, что теряем архангельские храмы, некого за рубежом винить. 

— А как у вас на малой родине отреагировали на эту публикацию?

— У меня в Пинежье живет мама, я часто там бываю. Она поддержала этот порыв — сделать ответную фотосессию журналу Vogue из Пинежского района, чтобы показать, какая северная красота на самом деле. Нужен ли итальянцам этот ответ, увидят ли они его — другой вопрос. Думаю, наши женщины не столько для них это сделали, сколько просто выразили свою позицию.

— Можно ли воспринимать эту подборку образов как алгоритм к действию? Носить усы, носить кресты...

— Не думаю. Чем больше эпатажа в образе, тем он недолговечнее. Вся эта история — мимолетная. Есть классика, — то, что носили и носят люди из года в год, из поколение в поколение. А есть эксперименты и вызовы — и это громко звучит, но быстро перестает быть интересным. В следующем году эту историю никто не вспомнит, и ей на смену придет другой шок-контент.

— А вы сами никогда не хотели шокировать, чтобы привлекать внимание к своим работам?

— А зачем? Я никогда не ставил такие цели. Мне нравится  искать что-то новое, но я всегда чувствую эту тонкую грань между удивлять и шокировать. Лично я заинтересовался серией этих фотографий только потому, что сам из Пинеги. А так они прошли бы мимо. Хотя не исключаю, что эта деревенская эстетика может впечатлить иностранцев. И мы, наверно, тоже могли бы снять северянок в наших костюмах на фоне гетто, только зачем? Мне кажется, мы чаще задаем себе этот вопрос и думаем, кого мы этим можем уязвить.

Николай Терюхин хорошо знаком с тенденциями в мировой фешн-индустрии. Художник-модельер и стилист не раз бывал за границей, а скоро и сам станет главным героем красочного альбома, который издадут в Италии — в городе Болонья выйдет книга Teryuhin. Увидят ли итальянцы фото пинежанок? Вопрос. А вот книгу про Николая Терюхина — точно.

Так что в какой-то степени издание про архангельского стилиста, который продвигает как бренд традиционный и современный костюмы Архангельского Севера, — это официальный ответ Италии от Архангельска.

Елена Ионайтис
Фото: Кристина Полевая
Оригинал статьи от 5 октября 2018  >>>
Вверх