От маминой прялки

31.10.2021

Газета «Онега», номер 44 (12285) / 30.10.2021
Этот чудо-орнамент поражает плавными и прозрачными переходами от нежно-розового цвета к белому, удивляет тонкостью работы прорисовки воздушных петель и наполняет собой пространство неповторимым очарованием Поонежья. 

 
Перенесённая на ткань платья, в ряду других не менее уникальных росписей земли архангельской, онежская радовала глаз зрителей на Всероссийском фестивале «Русский костюм на рубеже веков» в Ярославле в октябре прошлого года.
 
Показательную коллекцию представил архангельский кутюрье, главный художник государственного академического Северного русского народного хора Николай Терюхин. Всего их у него более ста.
 
- На этом конкурсе я два раза получал Гран-при. Теперь выступаю там как член жюри и на каждый фестиваль, который проходит раз в два года, готовлю новую программу, - рассказал он. - Мы много чего уже показали в Ярославле, поэтому у меня возникла идея продемонстрировать орнаменты, которые бытовали на Русском Севере.
 
Элементы северных рисунков на костюмах от мастера подчёркивают особое изящество и красоту женского наряда и моделей на подиуме. Цвет ткани - под дерево, на котором и бытовала народная роспись. Подобран изысканно – с глубоким пониманием предмета и любовью к северному народному фольклору, корнями из детства.
 
 

- Я вырос в Пинеге, и все эти расписные прялки с конями и оленями, где превалирует красно-чёрная гамма, до сих пор хранятся у моей мамы, - продолжает художник. – Мезенская роспись наиболее раскручена и широко известна и в Архангельске, и в Москве. Онежская и другие уступают ей в популярности.

На фестивале были представлены также ракульская, пермагорская, борецкая и пучугская росписи, истоки которых - в деревнях на берегах широкой Северной Двины. В наше время люди тянутся к старине. Молодёжь снова проявляет интерес и увлекается северными ремёслами, песнями, танцами.

- Мы не стали ничего выдумывать, просто взяли рисунки наших предков с прялок, коробов и перенесли их на ткань, – говорит модельер. - Слегка увеличив, но сохранив орнамент и технику исполнения. Онежская роспись отличается от всех остальных тем, что с ней труднее работать. Рисуется кистью широкими мазками. Печать сложна передачей цвета и расплывчатостью переходов.

Это не удивительно. Олонецкая (от названия губернии, которая существовала в России с 1801 по 1922 годы и включала юго-западную часть нашего района), а в современной интерпретации онежская роспись является одной из самых сложных по технике исполнения. Ею занимались мастера, жившие в поморских деревнях. Основой украшения такой росписи являлся цветочный узор в виде букета, раскинутого на плоскости. Характерность рисунка определялась широкими мазками письма и ярко выраженной декоративностью. Искусно расписывались прялки, короба и другие предметы быта. Красочно украшали росписью ставни и наличники дома, перегородки, двери, мебель, сундуки, сани. Со вкусом подобранная цветовая гамма радовала глаз, веселила сердце, а тщательно прорисованные детали поражали мудрёной затейливостью.

Где-то примерно во второй половине XX века началось возрождение народных росписей Русского Севера. В Онеге мастера брали в основу композиции плод-цветок и широкие листья. Иногда в рисунок включалось изображение птиц.

- В онежской росписи нет чётко обозначенной симметрии. Каждый мастер строит композицию на индивидуальный лад, – считает художник-декоратор Татьяна Зарапина. - Отсюда возникает своеобразная манера разноплановых рисунков.

Однако есть и строгие каноны, которых придерживаются мастера. В частности, приёмы техники исполнения письма. Палитра состоит из шести цветов - красный, жёлтый, белый, розовый, зелёный, чёрный.

Первое основополагающее правило – красные круги – подмалёвки. Центральная фигура – онежская роза или дикий шиповник. На втором этапе прорисовываются серединки и верхушки. Затем приступают к прорисовке лепестков, которых обычно насчитывается три или четыре. Они представляют собой изогнутую капельку. Следующим этапом вместе с розой прорисовываются ромашки и ягодки. Северная ягода – клюква присутствует в сюжете онежской росписи.

Также в рисунке встречаются петушки с разноцветными хвостами. Смотрится забавно, задорно, сказочно. Старинные мастера предпочитали использовать фон синего или зелёного цвета, иногда брался красно-коричневый. Классической и современной является роспись на белом (светлом) фоне, которому отдаёт предпочтение и Татьяна Зарапина. Работает прямо на дереве, чтобы естественная фактура обязательно была видна. Работы мастера поражают индивидуальной красотой и неповторимой самобытностью.

Росписью Татьяна Евгеньевна занимается более 20 лет, трепетно сохраняя и продолжая старинные традиции. Любовь к народному творчеству художник привила и детям. Её учениками стали воспитанники театра моды «Золушка» под руководством Елены Галасьевой. На стыке двух искусств дети создали коллекцию сценических костюмов «Онежские путешественники», ставшей визитной карточкой коллектива, с использованием, конечно же, онежской росписи. Через печать 3D-принтера юные модельеры и дизайнеры воплотили свои эскизы на ткань и стали участниками проекта «Молодые таланты Поморья» в рамках федеральной инновационной площадки в Архангельске, главным куратором которого выступил… Николай Терюхин.

Что-то мэтр одобрил, а что-то просил доработать, но проделанную работу оценил высоко, и ребята получили призовые места. Коллекция кукол театра моды, которая, как и костюмы, была заявлена в проекте и получила горячее одобрение зрителей, была оформлена онежской росписью.

Переплетение этих дивных узоров несёт в себе великую загадку Русского Севера. Его образы, где от неторопливого шага вдруг тихо осыплется песок с высокого берега и чуть всколыхнёт тёмную гладь воды. Плеснёт хвостом серебристая щука. Сосны величественно качнут зелёными шапками, запоёт над ухом комар, на болоте оранжевым боком улыбнётся морошка. Тишь, благодать, вдумчивость… И люди у нас такие же - сдержанные, немногословные, работящие, душевные, талантливые, сумевшие воплотить в народной росписи красоту родного края.

Нелли САВИНА

Вверх