Как чувствует себя в Архангельске модельный бизнес?

16.01.2020

Статья Людмилы Селивановой / газета «Бизнес-Класс Архангельск»
------------------------------
Модельный бизнес. Нет ли в этом сочетании слов противоречия: с одной стороны, – наитие и творчество, с другой – деловой аспект? О возрождении «русскости» в коллекциях и о каргопольской «мышиной тропке» как образе для вдохновения «БК» рассказал архангельский модельер Николай ТЕРЮХИН.
 
– Николай, ваш модельный бизнес – это про то, как творческое начало соседствует с прагматичностью?
 
– Не знаю, можно ли это назвать бизнесом. Бизнес приносит доход. Это скорее модельное хобби. Да, это не рутина, но праздник для других. А на самом же деле изнуряющий труд.
 
«Модельный» можно понимать как в плане создания одежды, так и работы манекенщиц. В нашем городе ни то ни другое больших доходов не приносит. Город забит магазинами, бутиками, в которых есть все, от носков до шуб. В 1990-е годы, когда открылось модельное агентство, ничего подобного здесь не было, и поэтому наши изыски и творения стали интересны и востребованы. Сейчас новый век и новая струя.
 
У манекенщиц работы в Архангельске немного. Мы давно сотрудничаем с международными скаутскими агентствами, которые занимаются продвижением моделей по всему миру, и некоторые наши девушки уезжают в Европу, в Азию. Там сохраняется интерес, проходят недели моды, съемки для каталогов – там модели востребованы. Здесь такого нет: наши магазины и бутики с трудом идут на проведение показов. 

 
– Выходит, для вас мир идей преобладает над коммерческой жилкой?
 
– Одного без другого нет. Нельзя все время творить. Вещи должны куда-то уходить, чтобы освобождать место для чего-то другого. А если шить и шить по принципу «все мое», моль съест – и все. Иногда я просто дарю вещи. Могу себе позволить сделать приятное людям, которые мне нравятся. 
 
– Какое же модное направление вы выбираете сейчас?
 
– Мы перешли от фантазийных коллекций в «русский» стиль. Занимаемся изучением традиционного русского костюма и на основе этих знаний создаем новые коллекции.
 
– Знания, конечно, хорошо, а образы?
 
– Они все время в голове. Вижу, к примеру, торговый центр – сочетание красного с зеленым: надо поискать, что было похожего в народном костюме. Или снег пошел, кто-то следы оставил: это же как каргопольская вышивка тамбурным швом «мышиная тропка»! Много информации в музеях – картины, костюмы. В наше время нет смысла ничего выдумывать, все уже придумано предками. Они чувствовали правильные цветовые сочетания, знали, например, что надеть на девочку, на девушку перед свадьбой или во что ее переодеть пять раз на свадьбе. Во всем есть сокровенный смысл – в цвете, покрое, пропорциях. Надо лишь немного «копнуть» в том же музее, книгах, архивах. Взять любой элемент костюма – рукав, допустим, а там сотни вариантов, и на основе одного из них создать что-то современное.
 
Новые технологии рассчитаны на массовое потребление: платье-майка, футболка. А у нас – работа художника, именно с художественными материалами. Это интересно, и костюмы рождаются постоянно. Вот сегодня что-то задумал, и, если не воплотил образ за два-три дня, не будет задуманной коллекции, потому что появилась новая идея. Нужно схватить момент, ловить идею на лету, пока она свежа.

 
– Николай, ваши русские коллекции пользуются спросом или это направление далеко от практики?
 
– В наших коллекциях есть доля фантазии. Они нравятся манекенщицам, которые с удовольствием надевают эту одежду на подиуме и в жизни. Коллекции востребованы за границей, в Москве, в Санкт-Петербурге, где идет некий бум на русскость, на традиции. У нас он пока на уровне танцев, песен, традиционного подхода.
 
Сейчас мы перешли на стиль, который востребован. Вещи покупают театры моды, музеи, что радует: через сто лет потомки увидят наши коллекции. Недавно в Италии вышел альбом на английском языке, посвященный моему творчеству. Эта книга представлена в магазине «Армани» в Милане, где собраны издания за всю историю моды, на Бродвее в Америке, в Индии, Китае, Японии, Австралии. В России она есть только у меня.
 
– Коллекции агентства расходятся по другим городам и странам. А где можно купить ваши вещи в Архангельске и доступны ли они людям со средним доходом?
 
– Мы работаем через соц.сети. А вещи стоят не миллионы, но разница с Питером и Москвой, конечно, есть. Например, в Архангельске платье можно купить за 10-12 тысяч, пальто будет стоить чуть дороже. Все зависит от ткани, вышивки, количества ручной работы. Очень редко занимаемся индивидуальной работой с клиентами. Намного интереснее сделать вещи и показать их на подиуме или на фотосессии. Если понравилось, можно прийти в агентство и сказать: «Хочу именно такую вещь». Тогда без проблем – сошьем на вас вещь с фотографии.
 
 
– А здесь, в Архангельске, какие мы? Чего у нас в одежде в избытке и чего недостает?
 
– Мы одеваемся так, как одеваются в Москве и в Петербурге, как все остальные. Не хватает цвета. Редко попадаются «пятнышки» – дама в шляпе, например, или в ярком пальто. Недостает чего-то цепляющего глаз, все сливается в сером единообразии. Женщина может быть одета в черное, но деталь – яркий шарф. Ей в этом комфортно, на нее обращают внимание, ее можно выделить из толпы. И в голове зашуршало: «Клево, молодец!» 
 
– Каким будет «модный» 2020 год?
 
– Если бы этот вопрос мне задали в 1980-90-е годы, я бы ответил точно: «Миди, лодочки, химия на волосах, красные губы, синие тени, золотые аксессуары». А сейчас говорю: «Модно все». Считаю, особой направленности нет. Существуют, конечно, институты и дома моды, которые диктуют тенденции, но это не догма. Каждый должен выбирать то, что ему нравится, что хочется в этом сезоне носить. Если женщина привыкла к определенному цвету и пропорциям в одежде, не думаю, что она будет категорически что-то менять.
 
– А что же диктует Николай Терюхин?
 
– Люблю природный цвет. Чтобы зеленый был – как свежая трава, оранжевый – как опавшие листья, красный – как маки. Мы работаем в основном с натуральными тканями, а это беж, белый, молочный, цвет льна, черный глубокий, синий. Люблю красный цвет, все его оттенки, по настроению. Если в прошлом году хотелось сделать «клюкву», в этом хочется цвета маков.
 
– Мода для людей в возрасте – возможна ли для них оригинальность в одежде?
 
– Все зависит от человека. Вкус присущ с рождения, а воспитывается трудно. Если с юности одеваться в «серое», то в почтенном возрасте это сохранится. Если же присуще умение подавать себя в плане одежды, это останется и в 70 лет – такие люди, как правило, выглядят намного лучше, чем их сверстники. Мне кажется, мода существует для всех. Надо любить жизнь и научиться любить себя. И модные тенденции в одежде должны быть, но все хорошо в меру, без карикатурности. 
 
Вверх